1. Недостаток внимания со стороны родителей.
Не получая должного внимания, ребенок находит разные способы заинтересовать собой родителей: он может стать плаксивым, капризным, будет преувеличивать свои страхи, лишь бы мама посидела рядом, некоторые даже заболевают. Но большая часть детей для привлечения внимания к своей персоне использует непослушание. Даже негативное отношение к себе – это лучше, чем остаться без внимания.
В данной ситуации: родителям надо постараться меньше ругать ребенка и больше его хвалить (за то, что убрал игрушки, тихо играл). По возможности не акцентировать внимание на каждом поступке ребенка.
Заранее договоритесь, что вечером в течение 30 минут будете вместе проводить время: играть, смотреть мультфильм, читать. Это обещание надо всегда выполнять и исключить на время занятий телефонные разговоры и другие важные дела. Попробуйте, отводя ребенка в детский сад, запланировать на вечер небольшое совместное занятие – рисование, прогулка по парку.
2. Чрезмерно большое количество запретов.
Следует помнить, что психика человека устроена таким образом, что при постоянном воздействии одного и того же раздражителя, происходит привыкание к нему, и реакция на раздражитель постепенно исчезает.
Следует ограничить постоянное употребление частицы «не (не ходи, не бери, не прыгай и так далее).
Это не означает, что вы должны полностью исключить запрет из процесса воспитания ребенка. Но запрещать что-либо надо в исключительных случаях.
Чем реже вы говорите ребенку «нельзя», тем эффективнее будет действовать запрет.
Запреты в раннем возрасте (1-3 года)
«Можно ли мне бросить ложку на пол, или мама рассердится?», «Будет ли плакать Миша, если я заберу у него машинку?».
В этот период дети активно изучают окружающий мир: собственные возможности и реакцию окружающих на свои действия. Благодаря реакции взрослых ребенок самоутверждается, развивает в себе чувство собственной значимости, решительности, настойчивости.
Большинство поступков в возрасте 1,5-2 лет мотивируется любопытством. Дети начинают познавательное путешествие с разрушительных действий: рвут, мнут, бросают, грызут милые сердцу вещи.
Чтобы можно было обойтись без слова «нельзя» в этих ситуациях, в доступном для ребенка месте должны находиться только те предметы, которые безопасны для жизни, здоровья и не представляют большой ценности.
Когда нужно слово «нельзя»: дети до 1 года могут, изучая лицо близкого человека, могут ударить по нему. Реагировать положительно не следует, это закрепит недопустимое поведение. Сразу надо сказать твердое «нет», не скрывая эмоции, которые при этом испытываете (больно, неприятно).
Помните: ребенок в этом возрасте больше обращает внимание на интонации, если они негативные, он может воспринимать это не как порицание поведения, а как проявление нелюбви к себе. Наилучшим вариантом слова «нет» будет спокойное, твердое, сказанное по-доброму, прокомментированное на доступном ребенку уровне.
Дети охотнее слушаются родителей, когда те используют запреты в разумных пределах. Вероятно, вам придется закрыть глаза на некоторые шалости, давая ребенку возможность исследовать окружающий мир.
Жду ваших вопросов и комментариев!