Ведущая деятельность этого возраста – сюжетно-ролевая игра, а ведущая потребность– потребность в общении и творческая активность.
Песочная терапия позволяет раскрыть потенциал ребенка в естественной и безопасной среде путем создания различных сюжетных линий песочных картин.
Построив мир на песке, ребенок начинает обыгрывать его, переставляя фигурки, меняя ландшафты, картина его внутреннего мира оживает. На песке появляется то, что нужно ему в данный момент, то, что ему не хватает и помогает. Выстраивая свой мир, он уже рассуждает, дает объяснения, с помощью психолога анализирует ситуацию, ищет различные способы выхода и развития, приобретает новые качества и опыт. Развитие воображения в этом возрасте дает возможность ребенку рассказывать оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории при условии регулярных занятий по активации воображения. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится договариваться, принимать взгляды других участников, следовать игровым правилам. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает умением сопоставлять и сравнивать себя с другими и это служит основой адекватной самооценки. На песочном пространстве, находясь в доверительной групповой атмосфере, с помощью сюжетов и различных ролей ребенок повышает уверенность в себе и гармонизирует самооценку. Занятия в песочнице стимулируют инициативу, самостоятельность и творческий процесс у ребенка.
Метод базируется на сочетании невербальнлой (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение сказки или рассказа, раскрывающего смысл композиции) экспрессии ребенка.
Большое значение придается тактильному контакту ребенка с песком и водой, различными предметами (фигурками, предметами). Этот процесс называется «Строить мир, а техника – техника «построения мира».
Сегодня песочницу активно используют в гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, детском психоанализе, интегративной арт-терапии.
Основная цель песочной терапии – развитие ребенка посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Включение этих содержаний в сознание, укрепление Эго с глубинным источником психической жизни – целостным Я. В результате происходит значительное усиление способности человека к самодетерминации и саморазвитию.
Основные задачи песочной терапии:
— Гармонизация психоэмоционального состояния детей, снятие психического напряжения
— Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения
— Отреагирование чувств ребенка
— Улучшение контакта с близкими взрослыми
— Активизация словарного запаса
— Развитие взаимодействия и коммуникации
Материалы
1) Песок и вода
2) Миниатюрные фигурки: люди разного пола и возраста, животные, дома и другие жилища, продукты питания, домашняя утварь, орудия труда, деревья, кусты и другие растения, небесные объекты, транспортные средства, маски, монеты, пуговицы, нитки, кусочки кожи и меха, зеркала, часы, маятник, весы, ларцы, коробочки, музыкальные инструменты, стеклянные и хрустальные шарики, др..
Основные этапы занятия по песочной терапии:
I этап: демонстрация песочницы.
II этап: демонстрация коллекции фигурок.
III этап: построение песочной картины.
IV этап: обсуждение песочной картины (название получившейся картины, впечатления, ощущения, особенно важное и полезное, сюжет, открытия и наблюдения).