Итак, возраст 5-6 лет. Это важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.

Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители и воспитатели будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.

В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребенок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Эту мотивацию к приобретению новых знаний нужно тщательно поддерживать – это залог будущий психологической готовности к поступлению в школе.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Ребенок уже может легко целенаправленно что – либо запомнить.
Ребенок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: чувство прекрасного, чувство героического, любознательность, чувство дружбы, чувство гордости.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается стремление получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины.
Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. Следует помнить, ребенку необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого.